Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что институт Президента учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены изменения в Конституцию 1978 г. Однако с принятием Конституции РФ 1993 г. статус Президента РФ во многом принципиально изменился, в том числе поменялись правовые акты и сам аппарат Президента РФ. Глава государства - лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях. Исходя из формы правления, порядка формирования высших органов государственной власти, сроков их полномочий и связи с народом, а также степени участия народа в их формировании государства делятся на монархии и республики.
Объектом данной работы являются общественные отношения, связанные с административно-правовым статусом Президента РФ.
Предметом настоящей работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие административно-правовой статус Президента РФ, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью работы является изучение административно-правового статуса Президента Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть значение и положение Президента РФ;
• исследовать полномочия Президента РФ;
• изучить правовое регулирование прекращения полномочий президента РФ;
• проанализировать соотношение президентской власти с исполнительной, законодательной и судебной.
Структура работы: введение, две главы, заключение и списка источников.
1. Положение и полномочия Президента РФ
1.1. Значение и положение Президента РФ
Глава государства избирается по-разному, что обусловлено формой правления. Говоря о республиканской форме правления, стоит отметить, что объем полномочий главы государства зависит от того, насколько отдален парламент от избрания Президента: чем дальше, тем более объемными полномочиями обладает глава государства.
По мнению профессора С.А. Авакьяна, «Президент - ключевая фигура в руководстве государством, первое лицо политической жизни страны».
Полномочия компетентных органов и лиц, занимающих определенную должность в государственной структуре, состоят из определенных прав и обязанностей. Глава государства обладает определенными правовыми возможностями, которые относятся к публичным правам, а не полномочиям (например, право законодательной инициативы).
Как символ государства, «арбитр и примиритель в повседневной деятельности государственных органов», он должен среди них занимать верхнюю ступеньку в государственной иерархии. Вместе с тем, занимая такое высокое место в государственной иерархии, он не должен непосредственно заниматься вопросами повседневного управления делами государства, т.е. непосредственным (конкретным) управлением.
Хотя в литературе встречаются и другие мнения, начиная от воплощения им единства государственной власти и обеспечения содержания генетических, структурных и функциональных типов целостности государства, лидера государства и общества, создания специальной «президентской» ветви власти, отнесения полномочий Президента ко всем ветвям власти до отнесения функций Президента к фактической связи с исполнительной властью.
В.В. Гончаров однозначно утверждает, что Президент РФ является частью исполнительной власти: «На федеральном уровне исполнительная власть представлена Президентом Российской Федерации; Правительством Российской Федерации, которое в соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» состоит из Председателя Правительства России, его заместителей и федеральных министров; федеральными министерствами, службами и агентствами, а также их территориальными и местными подразделениями; органами исполнительной власти со специальными полномочиями (полномочными представителями Президента Российской Федерации, Государственным Советом России); органами исполнительной власти совещательного, консультационного, обеспечивающего, надзорного характера (например, Администрацией Президента Российской Федерации, многочисленными коллегиальными органами при главе государства, Правительстве Российской Федерации)».
Правда, современным конституциям не известны случаи, когда исполнительная власть имеет право роспуска органов законодательной власти, а ст. ст. 111 и 117 Конституции РФ наделяют Президента РФ именно таким правом. Зато конституции наделяют главу государства как высший орган государственной власти правом роспуска парламента.
Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин также отмечают, что принципиально новая дефиниция статуса Президента РФ, содержащаяся в Конституции РФ, означает, что Президент РФ занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из трех ее ветвей.
Наиболее близки к положениям Конституции РФ и нашей концепции относительно правового статуса Президента РФ и его места в системе органов государственной власти точки зрения Б.С. Эбзеева, а также А.Н. Кокотова и М.И. Кукушкина. В частности, Б.С. Эбзеев указывает: «Согласно Конституции Президент является первым органом государственной власти. Именно с него ст. 11 Основного Закона начинает перечисление органов государственной власти, чем в дальнейшем определяется очередность конституционного описания их статуса в гл. 4 - 7». К сожалению, он не раскрывает главного: каково содержание первенства (это первенство чести, т.е. «первый среди равных» или первенство статуса, основанное на властных полномочиях), на каком основании Президент РФ является «первым органом государственной власти», а также что дает такое первенство, каков организационно-правовой механизм первенствования, его источник, а также средства его обеспечения.
А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин упоминают о праве «верховного управления (президентское право, дополненное конституционно-правовым институтом правительства»). Оценивая выделение указанными авторами подобного «права» (президентское право, дополненное конституционно-правовым институтом правительства), необходимо отметить (опираясь на положения Конституции, имеющиеся теоретические исследования), что очень трудно (если вообще возможно) разглядеть «верховное управление» в таком едином тандеме.
Во-первых, потому, что трудно себе представить верховную власть в лице исполнительной власти, которая по определению должна заниматься исполнением положений Конституции РФ, федерального законодательства и указов Президента РФ (ст. 114 Конституции).
Во-вторых, установленная Конституцией РФ форма правления выводит Правительство РФ из-под непосредственного подчинения Президенту РФ, что не всегда позволяет им «соединяться» в «верховном управлении».
Признаки верховенства правового статуса Президента РФ следующие. После проведенного предварительного рассмотрения различных вариантов правового статуса и места главы государства в системе органов государственной власти попытаемся еще раз обратиться к тексту Конституции РФ и попробуем определить место Президента РФ в системе органов государственной власти, опираясь на ее положения и рассмотренные выше признаки верховенства как единоличных, так и коллегиальных органов государственной власти.
В правовом статусе Президента РФ как главы государства явно видны определенные признаки верховенства его правового статуса в разных сферах деятельности. Понятно, что таким верховенством, о котором мы писали применительно к Императору Российской Империи или Верховным Советам СССР и РСФСР, Президент РФ не обладает. Тем не менее это единственный орган государственной власти России, который избирается «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ст. 81 Конституции). То есть он получает властные полномочия от носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации - ее многонационального народа, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). Данное обстоятельство является определяющим в выделении признака верховенства статуса Президента РФ и определении его места в системе органов государственной власти Российской Федерации.
Именно поэтому с Президента ст. 11 Конституции РФ начинает перечисление органов государственной власти. А среди ее глав, посвященных закреплению правового статуса органов государственной власти Российской Федерации (главы 4 - 7), глава, посвященная Президенту РФ, также первенствует. Это именно первенство государственной власти, которое выражается в том, что Президент РФ, в отличие от органов законодательной,
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
4. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 171.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
6. Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ «О парламентском контроле» // Собрание законодательства РФ, 13.05.2013, N 19, ст. 2304.
7. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
8. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 801.
9. Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: избранные статьи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. С. 283.
10. Авакьян С.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебный курс: В 2-х т. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2014. Т. 2. С. 340.
11. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб.
12. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Модель современной «русской власти»: условия паритетности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 3. С. 25.
13. Гончаров В.В., Жилин С.М. Принципы организации и деятельности института Президента Российской Федерации // Современное право. 2012. N 12. С. 35 – 44.
14. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2013. N 3. С. 55 - 60.
15. Гончаров В.В. Место и роль Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2010. N 3. С. 55 - 60.
16. Гранкин И.В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания РФ // Журнал российского права. 2003. N 1. С. 39 - 47.
17. Денисов С.А. Злоупотребление властных субъектов нормами конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 6. С. 3.
18. Катков М.Н. Империя и крамола. М.: ФондИВ, 2007. С. 90, 247, 284, 408.
19. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотренное. М.: Норма; Инфра-М, 2013. С. 687; Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. М.: Проспект, 2014. С. 210.
20. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 4-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2010. С. 38 - 40.
21. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 4-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2010. С. 338.
22. Кутафин О.Е. Глава государства: Монография. М.: Проспект, 2013.
23. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотренное. М.: Норма; Инфра-М, 2013. С. 687; Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. М.: Проспект, 2014. С. 210.
24. Медведева Т.П. Осуществление Советом Федерации отдельных контрольных полномочий // Современное право. 2016. N 12. С. 45.
25. Мовчан А.О., Николаев А.М. Специфика и проблемы правового регулирования статуса главы государства в Российской Федерации и зарубежных странах // Современное право. 2016. N 8. С. 26.
26. Осавелюк А.М. Форма правления и государственный режим как стратегия и тактика в системе правовой политики России // Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки: Сборник докладов Международной научно-практической конференции, секций конституционного и муниципального права, международного права, интеграционного и европейского права, международного частного права (Москва, 24 ноября - 3 декабря 2015 г.). М.: Проспект, 2016. С. 7
27. Таболин В.В. Латентные ограничения прав граждан в Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 2. С. 33.